Brandcom at Facebook Brandcom at Twitter RSS
2009/07/20

Изменения

всегда к лучшему

Слово «кризис» стало приобретать эмоциональную окраску, которая соответствует изначальному значению слова в переводе с греческого, – решение, разрешение какой-то проблемы.

Акты самосожжения клиентов и приковывания себя наручниками к дверям банка, обезумевшими от осознания собственной или банка неплатежеспособности, сошли с первых страниц газет, журналов и интернет-порталов, даже исчезли из выпусков теленовостей. Эта информация уже не шокирует и не развлекает избалованную публику, не поднимает рейтинги. Горячка спала. Все наконец поняли, что надо учиться жить в новых условиях. А именно: аккуратно и ответственно планировать свои расходы, тщательно следить за эффективностью действий, использовать все возможные способы возврата вложений. И эта готовность жить по-новому ознаменовала переход более или менее сознательных сограждан в новую эру, следующую за эрой потребления, – эру разумного расходования (ответственного потребления, разумного потребления, сознательного потребления, потребительского гражданства). И сразу стало совсем нестыдно экономить среди нашего умершего в зародыше среднего класса.

Украинцы начали утеплять квартиры, чтобы сэкономить на отоплении, пересмотрели свой рацион, стали прислушиваться к забытым домостроевским и советских времен советам: как сделать что-то новое из чего-то старого, как сохранить дорогое сердцу или как что-то старое и ненужное может прекрасно заменить что-то новое и дорогое. Например, рубрика «Наша господарочка» в утреннем шоу телеканала «Интер» возвращает меня в мое советское детство. Внешний вид ведущей и ее примитивные советы как будто сошли со страниц журналов «Крестьянка» и «Работница». Мы вспомнили, что многое умеем делать своими руками, в первую очередь, готовить. Рынок доступных и достойных нашей высокой кулинарной культуры заведений общественного питания так и не успел сформироваться. Многие украинцы «забили на понты» и присели на Дашу Малахову или Юлию Высоцкую. Особенно модно стало рукодельничать (от шитья одежды до изготовления предметов интерьера). Мы почувстовали кайф от походов на рынок по сравнению с сомнительным удовольствием от псевдовыбора стандартных овощей в супермаркетах. Рынки протрубили, что рановато их списывали со счетов, они еще поборются за роль в длинной цепочке дистрибуции. Пересмотрели потребность в новейших автомобилях, поняли, что и те, которыми мы сейчас пользуемся, очень даже приличные и надежные. Такие изменения в поведении потребителей постепенно разворачивают медлительных автопроизводителей в сторону настоящего развития сервиса (а не того, что называлось этим словом в период безудержного роста продаж). А падение курса национальной валюты подтолкнуло нас изучать нашу страну, и тем самым заставило динамичнее развиваться внутренний туризм.

Если пристальнее присмотреться к изменениям в поведении потребителей, то понимаешь, что безудержное желание сэкономить – это только вершина айсберга всех последствий. Экономия в новом обществе стала признаком хорошего тона. Ты отдаешь предпочтение лучшему по соотношению цена/качество, причем не спонтанно взвешенному, а сознательно подсчитанному. Это подстегивает все сферы экономики работать эффективнее и за меньшие деньги предлагать большее.

Рестораны разработали антикризисные меню и привлекательные программы лояльности. Промо-акции сулят все бóльшие выгоды (причем выгоды эти вызваны не сверхприбылями, а жестокой борьбой за ее существование в принципе; попивая пиво в приятной компании, получаешь шанс выиграть не живые деньги, как было раньше, и не какие-то карточки пополнения счета, но и, кроме этого, квартиру). Кстати, о квартирах… Хозяева, сдающие свои квартиры в аренду, в кои-то веки начали проявлять ответственность как равноправный партнер в деле аренды и трезво оценивать свои активы с точки зрения привлекательности для арендаторов. Рынок потихонечку разворачивается в сторону клиента, вернее, понимает, что клиент на этом рынке – квартиросъемщик, и именно в его лице спрос диктует правила предложению.

Вот уже год на потребительском рынке наблюдается интересная тенденция. Покупая стиральный порошок Ariel, Вы платите теперь не только и не столько за то, чтобы отстирать грязь с ваших любимых вещей, но и за то, что «новая революционная формула» делает ткань вашей одежды способной отталкивать новые пятна. Естественно, по аналогичному пути пошли и пятновыводители, и чистящие средства. Туда же ринулись автомобили. Например, компания Renault расширила комплекс безопасности своих автомобилей. Кроме средств пассивной безопасности, помогающих сохранить жизнь и здоровье водителя и пассажиров в случае ДТП, бренд заявляет потребителю комплекс мер активной безопасности. Они подразумевают новые механизмы и систему контроля движения автомобиля для предотвращения аварии. Теперь безопасности стало больше!!! Выражаясь лозунгами из роликов стиральных порошков.

Обобщая разнообразные примеры, мы проследим интересную тенденцию – потребление по своей сути расслаивается на сугубо потребление товара/услуги, в котором есть потребность, и инвестирование в решение проблемы, вызывающей потребность. На Западе такой обновленный подход к потреблению уже получил название «spendvesting» – гибрид от слов «тратить» (spend) и «вкладывать», «инвестировать», где-то даже «зарабатывать» (invest). Очень удачный термин, столь органично звучащий аналог в русском языке мне найти не удалось. Возвращаясь к термину «quality/price ratio», можно утверждать, что в современном посткризисном мире его заменяет коэффициент «спендвестинга». Сколько ты заработаешь на том, что потратил? Абсурдно? Выходит, что для ХХІ века вовсе нет.

Не могу не остановиться на еще одном интересном аспекте спендвестинга, точнее, социально значимых его последствиях. В свете этого нового явления корпоративная социальная ответственность бизнеса становится одной из самых перспективных зон расширения составляющей «invest» в «spendvest». Потребитель, покупая горох и зная, что он покупает горох просто для того, чтобы сварить с ним суп, – не больше и не меньше, уже воспитан предыдущими социально ответственными усилиями крупного бизнеса (пусть даже не аграрного). Он уже знает, что между двумя пачками гороха лучше выбрать тот, который производит компания, делающая бóльший вклад в сохранение плодородности почв. Причем в посткризисном мире эти пачки гороха от разных производителей должны стоить одинаково. Платить должен не потребитель, а производитель. Вот этот элемент возврата инвестиций!

Ну что же, ездим на экологически безопасных автомобилях, покупаем энергосберегающие лампочки, пользуемся текстильными сумками вместо вредных для природы полиэтиленовых пакетов и тем самым экономим на их бесконечном количестве, носим одежду из натуральных тканей, едим натуральные продукты национального производства – так ведь полезнее и дешевле…

Может, в экологическом спендвестинге путь спасения человечества?

Опубликовано 9.07.09 на mmr.net.ua
| |