Brandcom at Facebook Brandcom at Twitter RSS
2009/09/16

ОБЗОР ЖУРНАЛОВ:

Недоверие и недовольство

Обзор журналов несколько меняет свой формат: он будет публиковаться раз в две недели и рассматривать не каждый журнал отдельно, а темы, тренды и тенденции, поднимаемые за этот отрезок времени. Это вызвано несколькими факторами. Первый - сокращения объемов журналов (до 50 страниц). Второй - избирательная кампания, из-за которой значительную часть времени будет съедать анализ статей политтематики на предмет их коммерческой составляющей. В этой же связи до окончания избирательной кампании здесь не будут анализироваться политические материалы.

Главные тенденции в первые дни сентября – абсолютное недоверие к государству, которое часто представляется главным виновником всех бед, и недовольство качеством услуг

Ярким примером такого недоверия является ситуация со скачком курса доллара в конце августа-начале сентября. Еще до заявления депутата Николая Мартыненко пресса стала искать, кто и как заработал на валютных колебаниях («Ва-Нацбанк», Владимир Кузнецкий, «УТ»; «Бакс в помощь», Александр Пасховер, «Корреспондент»; «В десятку», Валентина Кузик, «УТ»). Интересно, что расписанная СМИ схема всего лишь описывает обычную спекуляцию по принципу «купи/продай», которой банки занимались всегда. Возмущение она стала вызывать лишь когда размер потерь при обмене валюты стал значительным. То есть, вероятно, существует некая черта, до пересечения которой общество готово закрывать глаза на откровенные спекуляции с курсом.

Государственные органы подозреваются если не в сговоре с банками, то в содействии. Отдельная обида на государство за лоббирование интересов банков выражается в статье об убытках, которые несут страховые компании из-за заморозки депозитов («Страхи по страхованию», Юрий Сколоздра, «Профиль»). Это своего рода оппозиция в бизнес-среде.

Государство подается также как главный виновник дороговизны товаров и услуг, например автомобилей («Авторынок: реанимация», Юрий Сколоздра, «Профиль»). При чем не только посредством неудачных законов (пошлина на импорт), но и из-за коррумпированности разрешительных органов («Наша амеріканська мрія», Юрий Макаров, «УТ»).

Коррупция уже по умолчанию считается ключевой для понимания ситуации на фармацевтическом рынке. Главный материал первой декады сентября об этом – текст про ситуацию с вакциной, от которой уже умерли шестеро младенцев («Справа національної безпекі», Александр Коваленко, «УТ»). При этом, о чем бы не говорили касательно фармацевтики – речь все равно заходит о лоббизме (обязательно с участие госструктур), рынке и его переделе. Отечественный производитель также пытается оттянуть на себя часть рынка, например, пропагандируя низкую себестоимость продукции («Заздравный директор», Катерина Панова, «Фокус»; «Аптечный пунктик», Евгения Даниленко, «Фокус»; «Дело рвачей», нардеп Александр Черноморов, «Корреспондент»).

Недовольство качеством проявляется при освещении ситуации на гостиничном рынке, где нехватает дешевых отелей («Пятизвездочная столица», Никита Косых, «Профиль») и ситуации с транспортной инфраструктурой («Тільки вперед», Инна Завгородняя, «УТ»). 

При этом потребитель выступает в роли «жертвы», неспособной никак повлиять на ситуацию, изменить ее в свою пользу. В случае с ж/д транспортом присутствуют рассказы о том, как граждане восстановили в своем населенном пункте остановки электрички путем жалоб в органы. Ни слова об альтернативных видах транспорта. То есть, все стремления потребителей направлены не на кардинальное решение проблемы, а сохранение прежней ситуации, пусть она и не удовлетворяет их по качеству

Такая же модель поведения присутствует и в материале-прогнозе о возможной новой волне сокращений. Тревога по этому поводу свидетельствует, что потенциальным безработным положиться не на кого («Хто на вихід», Ирина Перевозченко, «УТ»).

За дороговизной услуг видятся непомерные аппетиты тех, кто их оказывает. Фраза - «Якщо раніше пріоритетом був розвиток транспортної інфраструктури, то зараз – ліше прибуток та економічна доцільність» - показывает, как прибыль в общественном сознании не вяжется с развитием и качеством.

Впрочем, недоверие к частным компаниям развить несложно. Первыми под подозрение попадают либо крупные компании, либо те, с которыми население чаще всего сталкивается. Например, торговые сети. В рассказе об их банкротствах они представлены как подставляющие мелкий и средний бизнес, наемных работников.

Досуг становиться новым способ отвлечься от действительности («В пляс идут одни старики», Елена Трибушная, «Корреспондент»; «Год как переворот», Михаил Кригель, Евгения Даниленко, «Фокус»). «Корреспондент» цитирует одну из женщин: «Если бы не танцы, не выдержала бы такой жизни».

Альтернативной, но массовой формой проведения досуга является телевидение. Отсюда – значительное внимание прессы к новинкам сезона («Охота на зрителя», Юлия Куприна, Ирина Навольнева, «Фокус»).

Культура и спорт по-прежнему рассматриваются в контексте бизнес-составляющей. В «спорте» идет речь либо о трансфертах («Пришествие Иисуса», Павел Глумин, «Корреспондент»), либо о строительстве «Донбасс Арены» («Любо. Дорого.», Алекандр Пасховер, «Корреспондент»). В «культуре» - об успешных книгах («Браун как символ», Ирина Навольнева, «Фокус»), о переводах украинских писателей за рубежом («Далеке й близьке», Александр Бойченко, «УТ»), или о топовых событиях – открытие «Мистецького Арсенала», например.

То есть, коммерция и успешность – ключевые характеристики поднимаемых в журналах тем культуры и спорта.

Из-за этого темы разделов «культуры» тяготеют к элитарности - джаз-фестиваль «Коктебель» («Джаз-есперанто», Виктория Полиненко, «УТ»), открытие нового сезона Одесской оперы («200-й сезон», Вера Доленко, «Профиль»).

Даже описывая будущее, все равно видно, чем не довольны люди в настоящем («Время чудес», Алексей Бондарев, «Корреспондент»): состояние экологии, неудовлетворительное состояние медицины, транспорта.
| |